И опять новый сбой на коллайдере

Загрузка ...

На Большом адронном коллайдере (БАК), испытывавшем на этой неделе проблемы с электроснабжением, произошел новый сбой - один из магнитов ускорителя вышел из сверхпроводящего состояния в обычное, произошла утечка гелия, что может значительно отодвинуть сроки начала экспериментов. Об этом сообщает сайт "Элементы" со ссылкой на данные технического мониторинга коллайдера на сайте Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН).

Пресс-служба ЦЕРНа пока не комментировала инцидент.

Первые столкновения протонов на коллайдере, как ранее заявлял ЦЕРН, ученые рассчитывали начать в ближайшие недели.

БАК - самый мощный в истории ускоритель элементарных частиц, созданный ЦЕРН и расположенный на границе Швейцарии и Франции. В его 27-километровом кольце будут сталкиваться лоб в лоб пучки протонов, разогнанные до почти световой скорости. В среду, 10 сентября ученым удалось успешно провести первый пучок протонов по всему кольцу ускорителя.

Для удержания пучков протонов нужны настолько мощные магниты, что для снабжения их электричеством приходится использовать сверхпроводники. Рабочая температура магнитов, которые охлаждаются жидким гелием - около 1,9 градуса выше абсолютного нуля.

В конце минувшей недели из-за проблем с трансформатором был отключен главный компрессор криогенной системы, охлаждавшей два из восьми секторов 27-километрового кольца ускорителя. Температура двух секторов поднялась до 4,5 кельвина.

Трансформатор, весивший 30 тонн, был заменен в выходные. Затем начался процесс охлаждения нагревшихся магнитов. В четверг появились сообщения, что БАК был остановлен из-за проблем с электричеством. Затем ученые сообщили, что проблемы решены, и ускоритель вновь начал нормально работать.

Однако около трех часов дня пятницы на коллайдере вновь возникли проблемы - один из магнитов в секторе 3-4 вышел из сверхпроводящего состояния и нагрелся до температуры 100 градусов выше абсолютного нуля. Примерно в это же время был зафиксирован значительный выброс жидкого гелия в туннель. Детали происшествия пока не известны, говорится в сообщении об инциденте.

Этот инцидент может потребовать, как минимум, длительной процедуры нового охлаждения сектора до рабочей температуры.